Творческое приспособление в гештальт-терапии
Развитие творческого приспособления человека – основополагающая идея гештальт-терапии. Она рассматривается, как способность человека удовлетворить свои потребности в условиях окружающей его…
Развитие творческого приспособления человека – основополагающая идея гештальт-терапии. Она рассматривается, как способность человека удовлетворить свои потребности в условиях окружающей его среды.
Приспособление здесь означает процесс взаимодействия потребностей человека с возможностями окружающей среды.
А творчество связано с понятием нового решения, наилучшего решения из всех возможных исходя из наличных ресурсов среды.
«Творческое приспособление – это способ как можно лучше адаптироваться как к собственным потребностям, так и к среде, которые постоянно изменяются».
— Г. Москолье
Авторы гештальт-терапии, Ф. Перлз, Р. Хефферлайн и П. Гудман, утверждают, что «Психология — это изучение творческих приспособлений».
Когда ребенок не встречает понимания его природы и/или потребностей со стороны родителей, он естественно, вносит некие творческие изменения, чтобы справиться с этим. Ребенок научается скрывать свои истинные чувства и делает так, чтобы адаптироваться к среде, в которой растет, учитывая обстоятельства. Это и есть творческое приспособление в ситуации.
Во взрослой жизни, творческое приспособление, приобретенное в детстве (особенно то, которое было создано, чтобы справиться с травмирующими обстоятельствами) может стать неадаптивным в новых обстоятельствах и становится — «застывшим гештальтом».
Творческое приспособление – новизна и актуальность
«Застывший гештальт» — это творческое решение в «там и тогда», но не актуальное и не адаптивное в «здесь и сейчас». Другими словами решения, которые в прошлом были необходимы и полезны, чтобы адаптироваться к ситуации, в настоящий момент времени оказываются неподходящими и неполезными.
Бывшие творческие приспособления могут легко превратиться в сегодняшние застывшие гештальты — «устарелые» режимы восприятия и поведения. Они существуют и функционируют в фоне нашего осознавания, структурирую наш опыт себя самих и мира.
Таким образом, творческое приспособление становиться основным предметом исследования в гештальт-терапии. В этом исследование терапевт и клиент могут обнаружить актуальные сегодняшние потребности клиента и его «устарелые» способы их удовлетворения (застывшие гештальты). Обнаружение старых творческих механизмов и поиск новых, с учетом актуальной ситуации — и есть основная задача гештальт-терапии.
Творческое приспособление – способ удовлетворить потребности
Согласно гештальт-терапии человек ведом двумя основополагающими потребностями: поддерживать свою жизнеспособность (гомеостаз) и двигаться в направлении роста и нового опыта (развитие).
Для удовлетворения своих потребностей человеку необходимо выполнить несколько задач:
- осознать себя и происходящее вокруг
- соотнести актуальные условия и возможности окружающей среды со своими потребностями
- быть способным делать выбор и вступать в контакт для совершения действия
Творческое приспособление — это баланс
Таким образом, можно сказать, что творческое приспособление – это возможность в определенной ситуации установить баланс между своими потребностями и ресурсами среды, а также способность сделать выбор в актуальных условиях этой среды.
В социальном плане творческое приспособление будет выглядеть как процесс поиска равновесия между собственными потребностями и потребностями других людей.
Любые решения позволяющие реализовать потребность, сохраняя связь с реальной окружающей средой – являются творческими.